Экранолёт
(Экраноплан (ЭП), нем.: Bodeneffektfahrzeug (BEF), англ.: ground effect vehicle (GEV), wing-in-ground-effect craft (WIG craft)) – многорежимное Транспортное средство, которое использует в качестве основного режима движения режим экранного эффекта.
Международная Морская Организация (IMO) классифицирует экранопланы следующим образом:
Тип А
Экранопланы, предназначенные для полётов только с использованием экранного эффекта.
Тип B
Экранопланы, предназначенные как Тип А, но способные временно выполнять полёт на высотах вне действия экранного эффекта, но не выше, чем 150 м над опорной поверхностью.
Тип C
Экранопланы, предназначенные для полётов как с использованием экранного эффекта, так и для длительных полётов вне его действия, на высотах превышающих 150 м.
Эта классификация в настоящее время применяется только для экранопланов, рассчитанных на перевозку 12-ти и более пассажиров.
В соответствии с данной классификацией и с учётом возможного набора свойств мультирежимные экранолёты могут быть как универсальными, так и специализированными.
Поэтому, конструкции этих аппаратов могут существенно отличаться. Конкретное конструктивное выполнение зависит от круга решаемых задач, массогабаритных характеристик и географической зоны эксплуатации.
Мультирежимные экранолёты это экранопланы по классификации ИМО, но с существенно расширенной функциональностью.
Они могут использоваться в таких условиях, в которых традиционные экранопланы, самолёты, гидросамолёты и вертолёты просто непригодны.
МАС | МЭЛ применимы во всех сферах человеческой деятельности, как в гражданской, так и в военной областях. Кроме этого, концепция МЭК позволяет выполнять некоторые функции, которые сегодня присущи только судам.
Экранный эффект – образование области повышенного давления воздуха (динамической воздушной подушки) между крылом и земной (водной) поверхностью при движении крыла на высоте меньшей, чем ширина крыла (средняя аэродинамическая хорда крыла). В результате этого происходит значительное увеличение подъемной силы крыла и, соответственно, возрастает экономичность полёта.
Диапазон крейсерских скоростей экранопланов составляет 150 - 600 км/ч, а показатель транспортной эффективности – расход топлива на пассажиро-километр в 2 - 4 раза ниже, чем у наиболее экономичных широкофюзеляжных пассажирских самолетов – аэробусов и приближается к аналогичному показателю обычных судов.
Экранопланы могут заполнить важный участок в транспортных системах,
являясь промежуточным звеном между обычным самолётом и кораблём.
Сравнение с транспортными средствами со схожими режимами движения
Примеры применения
- патрулирование экономических морских зон, границ и задержание нарушителей;
- выполнение полного цикла спасательных операций в дальней морской зоне, в том числе подъём с воды в режиме висения в районах, недоступных вертолётам;
- все виды авиационных работ, в том числе в труднодоступных районах, (охрана общественного порядка, транспортные, санитарные, поисковые, природоохранные, пожаротушение, ликвидация последствий катастроф и т.д.);
- мобильные госпитали – быстрое прибытие непосредственно в зону катастроф;
- самоходные научные станции для полярных районов.
- общественные скоростные пассажирские и грузовые перевозки по водным путям – по большим рекам, озерам, в прибрежных зонах, в островных государствах (на архипелагах), океанские межконтинентальные;
- корпоративный транспорт в различных сферах хозяйственной деятельности;
- для перевозки рабочих вахт, скоропортящихся и срочных грузов в труднодоступных районах, на морские нефте- и газодобывающие платформы как альтернатива вертолётам;
- сельское и лесное хозяйства – более эффективные и экономичные авиахимработы и пожаротушение;
- рыбный промысел – быстрая доставка свежих морепродуктов, летающие сейнеры с самостоятельной авиаразведкой;
- туристические компании – новый вид морского и географического туризма.
- отдых и спорт, путешествия нового качества;
- личный транспорт на каждый день по делам;
- новые виды спорта – гонки (или слалом) над водой, высший пилотаж, супер экстрим.
- боевое применение в качестве скоростных амфибийных платформ для различных боевых систем и десантирования;
- палубная авиация нового типа – выполнение транспортных операций между базами и кораблями;
- скоростная перевозка войск и военных грузов – военно-транспортная авиация, скоростные десантные транспортеры;
- противолодочная деятельность в любой морской зоне, с возможностью длительного дежурства в дрейфе;
- выполнение специальных операций, борьба с наркотрафиком;
- самостоятельный поиск и задержание пиратов в открытом море.
Потенциальные регионы применения мультирежимных экранолётов
Красные эллипсы – это незамерзающие акватории. Все разработчики указывают эти акватории как географические рынки применения экранопланов. Связано это с тем, что в конструкции экранопланов применяются жесткие днища корпусов или поплавков. Поэтому такие машины могут эксплуатироваться только на чистой воде. Кроме этого они малоразмерны, т.е. относятся к классу легких летательных аппаратов и поэтому имеют невысокую мореходность и, соответственно, ограниченные районы морского применения. Это высказывание не в полной мере относится к тем российским разработчикам, которые используют надувные поплавки с разными вариантами защиты их днищевых поверхностей.
Предлагаемая концепция мультирежимныx экранолётов МАС | МЭЛ позволяет создавать семейство ЛА разных весовых и конструктивных вариантов. Поэтому они предназначены для эксплуатации в любых климатических зонах и на любых, относительно ровных поверхностях вне аэродромов. При этом не оказывая разрушающего воздействия на растительный покров, например в тундре или степи. Поэтому белыми эллипсами показаны дополнительные возможные регионы их применения. При необходимости МАС | МЭЛ могут базироваться и на существующих аэродромах.